Неотложная помощь при отравлении опиатами

Медицинская помощь при отравлении опиатамиОпиаты представляют собой группу химических соединений, которые объединяет выраженное воздействие на структуры центральной нервной системы при их введении в организм. Основным представителем этой группы соединений является морфин (содержится в маке). На сегодняшний день существует значительное количество опиатов, которые имеют синтетическое происхождение, они применяются в качестве мощных обезболивающих средств.

В медицине опиаты и их химические производные активно используются в качестве мощного обезболивающего средства в травматологии и онкологии.

Механизм действия на организм

При поступлении в организм опиаты в первую очередь связываются со специфическими рецепторами (опиатные рецепторы) структур нервной системы. Это приводит к выраженному обезболивающему эффекту (центральное обезболивание за счет блокирования обработки болевых импульсов в коре головного мозга). Также они влияют на психику, приводя к появлению чувства выраженной эйфории, расслабленности. При систематическом приеме соединений этой группы (морфин и морфиноподобные соединения) развивается физическая и психическая зависимость, являющаяся основой наркомании. Химически синтезированные производные, использующиеся в медицине, обладают выраженным обезболивающим эффектом с минимальным наркотическим эффектом.

Причины отравления

Отравление развивается вследствие поступления в организм высокой дозы этих средств. Основной особенностью фармакодинамики этих соединений является привыкание. Это означает, что при систематическом поступлении опиатов в организм, эффект (наркотический и обезболивающий) снижается, что приводит к необходимости увеличения дозировки при каждом последующем введении. Поэтому отравление часто развивается у наркоманов (особенно после временного прекращения приема наркотических средств с последующим возобновлением) и онкологических больных (для уменьшения интенсивности болевого синдрома при онкологическом процессе, человек постоянно увеличивает дозу опиатных обезболивающих средств).

Известны случаи острого отравления опиатами при перевозке наркотиков в небольших полиэтиленовых пакетах в желудке. В случае разрыва пакетика, наркотическое соединение в большом количестве всасывалось в кровь.

Симптомы

Существует острое и хроническое отравление. Хроническое отравление имеет место у наркоманов (лица, страдающие Сужение зрачков при отравлении опиатамифизической и психической зависимостью) при систематическом применении опиатов (их в основном вводят внутривенно), оно характеризуется рядом симптомов:

  • Выраженные личностные нарушения – такие люди социально дезадаптированы, вся психическая деятельность направлена на достижение одной цели, а именно поиск новой дозы наркотика.
  • Выраженное похудание вплоть до кахексии (истощение).
  • Хронические запоры.

Острое отравление является тяжелым, опасным для жизни человека состоянием, которое требует неотложных терапевтических мероприятий. Оно сопровождается появлением ряда признаков, к которым относятся:

  • Резкое угнетение сознания в виде оглушенности, заторможенности или его полного отсутствия.
  • Значительное сужение зрачков (миоз), которое является характерным, патогномоничным симптомом отравления Цианоз при отравлении опиатамиопиатами.
  • Нарушение дыхания, связанное с подавлением дыхательного центра, оно становится более редким и поверхностным вплоть до полной остановки.
  • Цианоз – появление синюшного окрашивания с преимущественной локализацией в области лица (губы) и конечностей, которое указывает на сниженное поступление кислорода в кровь.

Значительное сужение зрачков позволяет заподозрить отравление опиатами даже без выяснения анамнеза (задать вопросы о приеме или введении соединения в большинстве случаев невозможно, так как сознание отсутствует). Также диагностировать такое состояние позволяют следы от уколов после введения наркотических средств, чаще в области локтевых сгибов.

Неотложная помощь

Алгоритм оказания неотложной помощи при отравлении опиатами включает несколько основных мероприятий, к которым относятся:

  • Обеспечение прекращения поступления опиатов в организм пострадавшего.
  • По возможности необходимо обеспечить нормализацию дыхания, при остановке дыхания и асистолии (остановка сердца) проводятся реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца и искусственное дыхание).
  • В случае, если отравление является результатом перорального (внутрь) приема опиатов, обязательно проводится промывание желудка («ресторанным» методом, при котором дают выпить около 1 л чистой воды, затем рефлекторно стимулирую рвоту, процедуру повторяют не менее 5 раз, или посредством введения зонда).
  • Вызов скорой медицинской помощи.

Налоксон - антидот при отравлении опиатамиВрачебная медицинская помощь при отравлении опиатами в первую очередь заключается во введении антидота, которым является налоксон (0,8 мг внутривенно до восстановления самостоятельного дыхания). Также в условиях медицинского стационара проводится дезинтоксикационная инфузионная терапия (введение значительного объема солевых растворов и глюкозы). При хроническом отравлении опиатами лечение проводится с учетом возможного развития абстинентного синдрома.

Отравление опиатами – это тяжелое состояние, так как угнетение дыхательного центра может привести к остановке дыхания и смерти пострадавшего. Поэтому помощь необходимо начинать максимально быстро.

loading...

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Все материалы сайта являются ознакомительными, они не призывают к самолечению. В случае появления каких-либо симптомов, необходимо обращаться к врачу.